Беларусь

Деревянные храмы Беларуси, которые нужно увидеть

0
12 марта в 19:44

Почему деревянные храмы — явление абсолютно уникальное и как выбрать церкви, костелы, синагоги, мечети, в которых должен побывать каждый белорус? Александр Иванович Локотко — архитектор, доктор исторических наук, доктор архитектуры, профессор, академик Национальной академии наук Беларуси — много лет ездил в экспедиции по Беларуси, исследовал деревянное сакрально-монументальное зодчество и объясняет уникальность деревянных храмов в первую очередь тем, что по их разнообразию можно считывать историю Беларуси, сообщает TUT.BY.

Чтобы соответствовать местному ландшафту, на юге и севере Беларуси деревянные церкви строились по-разному.

Пример храма с горизонтальной композицией. Фото: Национальный исторический архив

На просторах Полесья с его просторными далями и отсутствием возвышенностей органично смотрелись горизонтальные, протяженные храмы, напоминающие силуэт кораблей в открытом море.

В северных регионах строились церкви с вертикальной композицией, которая хорошо смотрелась на возвышенной местности. Такие храмы воспринимались как ориентиры в холмистом ландшафте.

Крестово-центричные храмы. Фото: Национальный исторический архив

С распространением каменных храмов строительство деревянных не прекратилось: слишком сильной была традиция. Деревянные церкви, костелы, мечети и синагоги вбирали в себя актуальные архитектурные традиции и ничем не уступали «каменному поколению».

На какие церкви стоит обратить внимание?

Православные церкви

Георгиевская церковь в Давид-Городке Столинского р-на:

Фото: Александр Локотко

Церковь Рождества Богородицы в Рухче Столинского р-на:

Фото: Александр Локотко

Свято-Николаевская церковь в Кожан-Городке Лунинецкого р-на:

Фото: Александр Локотко

Спасо-Преображенская церковь в Смолянах Оршанского района:

Фото: Александр Локотко

Церковь в Здитово Жабинковского р-на:

Фото: Александр Локотко

Можно отправиться на юг, съездить в Давид-Городок, Велемичи, Олпень или Рухчу Столинского района, Кожан-Городок, Большие Чучевичи Лунинецкого, Валовель Дрогичинского, Доропеевичи Малоритского. В Барановичском районе примером может быть церковь в деревне Городище начала 20 века, у берегов Сожа — церковь начала 20 века в деревне Красный Партизан Добрушского района. На севере можно распознать мотивы оборонного зодчества в церквях в Сынковичах и Мурованке. Прообразы оборонной архитектуры можно увидеть и в колокольне церкви в Черске Брестского района. Относительно неподалеку, в Збирогах того же района и Здитове Жабинковского, сохранились очень древние церкви: первая родом из 1610, вторая — из 1502 года!

Костелы

Костел Святой Девы Марии. Дуды, Ивьевский р-н:

Фото: kortur_and_me

Именно сюда Александр Локотко рекомендует ехать, чтобы познакомиться с деревянным обаянием католических барочных храмов. Костел — свидетель первого раздела Речи Посполитой: его построили в 1772 году.

Костел Святой Девы Марии. Холхлово, Молодечненский р-н:

Фото: vaska_vasilkou

Здесь можно узнать черты архитектуры готики и классицизма. Костел построили в 1738 году на месте прежнего костела, тоже деревянного. Правда, позже он изменился за счет пристроенного 4-колонного портика. К слову, после восстания Кастуся Калиновского храм был передан Православной церкви, но в 1919 году вернулся к католикам.

Униатские храмы

По словам исследователя, их вид (как внешний, так и внутренний) был весьма специфический. Это проявлялось не только в архитектурных формах, но и в оформлении интерьера, где преобладали сакральные атрибуты на основе народного декоративно-прикладного искусства. После 1839 года — ликвидации униатства под девизом «Отторгнуты насилием, воссоединены любовью» — униатские церкви начали существенно перестраивать. Пристраивались ярусные, с шатровым завершением колокольни, переделывались формы главок, изменялись интерьеры.

Иконостас церкви в Олпени, Кобринский район. Фото: Александр Локотко

Примеры перекроенных униатских церквей можно найти в Олтуши Кобринского района, Хотиславе Малоритского и Бездеже Дрогичинского.

Мечети

Увидеть мечети (правда, в восстановленном виде) можно в Новогрудке, Ивье и Ловчицах Новогрудского района. В Смиловичах бывшая деревянная мечеть воссоздана в каменных формах.

Фото: Дмитрий Ивченко

Мечеть в Ловчицах, которую можно увидеть сегодня, была заложена в 1688 году (а приход и вовсе появился в 1420-м). Она — единственная сохранившаяся джама-мечеть: такое название носили мусульманские сооружения в крупных приходах.

Фото: laudacka

Возможно, скоро можно будет увидеть и несохранившуюся мечеть из Долбучек Сморгонского района. Сейчас она в разобранном виде лежит в музее народной архитектуры и быта.

Мечеть в Долбучках. Фото начала 20 века, Национальный исторический архив

Синагоги

Сохранившихся деревянных синагог еще в начале ХХ века было около 30. Но грянула Вторая мировая, которая безжалостно сожгла их без остатка. По данным Александра Локотко, уцелела лишь одна — в деревне Бильдюги Шарковщинского района. В остальном сейчас деревянные синагоги (Носельск, Гродно, Россь, Волпа, Наровля) можно увидеть исключительно на фотографиях или зарисовках. 

Синагога в Гродно, 18 век. Фото: национальный исторический архив Беларуси
Синагога в Волпе, 18 век. Фото: национальный исторический архив Беларуси

Об исчезновении и реконструкции храмов

Об утрате различных деревянных храмов белорусы могут сожалеть, однако, по мнению Александра Локотко, лучше решать более важные проблемы — сохранять в первозданном виде то, что есть.

Например, башни костела в Кемелишках Остовецкого района были обшиты цветным шифером. Такая же участь постигла костел в деревне Руда-Яворская Дятловского района.

Костел Рождества Девы Марии. Фото: Sergey Melnik

А иногда, чтобы усилить сакральные акценты, местные священники достраивают главки, перестраивают шатры, красят дерево, употребляют при «реконструкции» жесть, шифер и иные современные материалы. Даже переписываются иконостасы и иконы!

— Деревянные церкви на селе, несмотря ни на что — ни на войну, ни на социальные конфликты, — местные жители охраняли очень ревностно. В одной из экспедиций в конце 1970-х мы забрались на колокольню рядом с церковью в деревне Дивин Кобринского района, что вызвало не только любопытство, но и неподдельную тревогу местных жителей.

Фото: planetabelarus.by

Или еще пример. В 1980-х Александр Локотко работал в реставрации: обследовал памятники, внесенные в список историко-культурных ценностей, и занимался их перепрофилированием. Местные жители были крайне против, о чем открыто, порой агрессивно говорили ученым и реставраторам.

Деревянные храмы имеют большую историческую ценность. Обращаете ли вы на них внимание? Есть ли подобные сооружения в вашем населенном пункте? Делитесь фотографиями в комментариях.

797

Комментарии 0

Гость

Написать комментарий

Последние новости

Беларусь

Похудеть к Новому году без диет и срывов. Несбыточная мечта?

0
181

Минск

Завтра в галерее «Ў» открывается выставка истории искусства Беларуси за 30 лет

0
222

Минск

14 октября в «День матери» "Лидо" приглашает на праздник

0
509

Минск

В октябре в Минске пройдет первый винный форум с дегустациями

0
625

Минск

Минчан приглашают поучаствовать в фестивале «Поем о море»

0
474

Минск

Самые пикантные фильмы «Лістапада» будут показывать по ночам в трех кинотеатрах

0
435
Показать больше новостей

Вам может понравиться

Разместить свою акцию

-16%
Посмотреть
1
Скидка на участие в мастер-классе Виталия Рунцо "Инвестиционные инструменты" (08.11.18)
Осталось 13 дней
-100%
Посмотреть
1
Бесплатная доставка по Беларуси в 21vek.by при заказе от 200 рублей
Осталось 13 дней
-6%
Посмотреть
5
Скидка -6% на товары в 21vek.by
Осталось 2 месяца
Беларусь
Все фильтры
Готово
Все фильтры
Готово